ОПЫТ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, В СТАЦИОНАРЕ

Н.И. Лепакова, М.В. Романова

Данное исследование направлено на оценку обоснованности и эффективности проводимых психосоциальных мероприятий в рамках комплексной терапии пациентов, страдающих психическими расстройствами (ПР), в условиях стационара. Это в первую очередь касается лиц, социально дезадаптированных, в том числе утративших жилье, связи с родными, социальные и бытовые навыки, имеющие низкий реабилитационный потенциал; нуждающиеся в постоянной длительной терапии; длительными или затяжными сроками госпитализации; лица, представляющие общественную опасность; нуждающиеся в уходе.

С 2014 по 2016 гг. в общепсихиатрическое отделение поступило 236 пациентов (151 мужчина и 85 женщин), еще 102 пациента переведено для дальнейшего ведения из других отделений больницы. Среди ПР наблюдались: больные с органическими психозами и слабоумием (35,3%), шизофренией (30,9%), различными видами деменций (19,9%), непсихотическими ПР (17,3%) и умственной отсталостью (7,6%). Преобладали пациенты в возрастной группе 60-69 лет (25,6%) и 70 лет и старше (21,6%), в возрасте 40-49 и 50-59 лет таковых было по 20%, до 29 лет — 4,8%. Преобладание среди госпитализированных пациентов пенсионною возраста обусловлено профилем отделения, объясняет значимость решения социальных проблем, необходимость правильно налаженного ведения пациентов пожилого возраста, организации ухода.

В рамках мультидисциплинарной бригады участвуют врачи психиатры и (или) психотерапевты, медицинские психологи, специалист по социальной работе, социальные работники, в том числе медицинские сотрудники среднего и младшего звена. В ряде случаев привлекаются юрисконсульт, художественный и музыкальный руководитель, сестры милосердия.

В зависимости от потребностей пациента, наряду с медикаментозной помощью в лечении ПР в рамках отделения внедрены различные немедикаментозные методы профилактики, лечения и реабилитации. Кроме терапии средой, трудотерапии, обучения самоуходу, психологической адаптации к условиям отделения, психологического консультирования, лечебной физкультуры в нашем отделении внедрены и успешно используются различные виды психотерапевтической помощи, когнитивные и коммуникативные тренинги, занятия, направленные на развитие мелкой моторики, лепка, элементы арттерапии, музыкотерапии, модульных техник (в т.ч. оригамитерапия, плетение, элементарные виды квиллинга) [1].

С включением в штат отделения врача психотерапевта (с 2015 г.) появилась возможность профессиональной организации психотерапевтической работы. Врачом психотерапевтом проводятся индивидуальные беседы с целью диагностики состояния пациента и отношения к психотерапевтическим интервенциям (включено около 100 пациентов, или 38% от общего числа поступивших за 2015 и 2016 гг.); диагностика основных личностных проблем и создание ресурсных состояний с помощью кататимно переживаемого образа «цветка» (16 пациентов, или 7,6%); арттерапия (выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознаваемых стремлений) (40 пациентов, или 18,9%); трансовые релаксационные занятия с целью формирования ресурсного состояния (10 пациентов, или 4,7%); индивидуальные беседы с использованием приемов суппортивной психотерапии (80 пациентов, или 38,4%); когнитивно-поведенческая терапия и НЛП-терапия, позитивная психотерапия (20 пациентов, или 9,9%); оригамитерапия (с целью творческого самовыражения, соучастия в групповых процессах, преодоления изоляции и одиночества, облегчения адаптации в отделении) (20 пациентов, или 9,9%). Используются индивидуальные и групповые виды терапии. За 2,5 года в индивидуальных и групповых видах арттерапии было включено около 100 пациентов, что составило 42,4% от общего числа поступивших [2, 3].

Ярким примером можно считать длительную совместную художественную работу с пациентом, страдающим шизофренией, завершившуюся созданием серии картин, представленных на персональной выставке в Художественном музее г. Чебоксары, проходившей в ноябре 2015 г., с отражением данного события в средствах массовой информации.

В качестве лечебного средства с целью коррекции эмоционального состояния используется некоторые формы музыкотерапии, среди которых, пассивная (простое прослушивание музыкальных композиций), активная (пение), интегративная (рисование под музыку, обсуждение, релаксация). Данный вид терапии проводится с привлечением музыкального руководителя больницы, в форме групповых занятий (с включением в группу до 10-15 пациентов).

В отделении с 2015 г. функционирует комната социальных навыков, основными задачами которой являются: повышение уровня социальной активности, сохранение имеющихся и восстановление утраченных бытовых навыков (соблюдение личной ги-| иены, умение совершать покупки, готовить пищу, убирать помещение, а в ряде случаев ознакомление с ценовой политикой, обучение эффективному распределению денежных средств) и навыков взаимоотношений (способности устанавливать и поддерживать контакты и отношения, способности беседовать). В группы (в среднем по 5-7 чел.) включаются пациенты различных возрастных групп с длительным сроком госпитализации, утратой или выраженным снижением навыков повседневной жизни и самообслуживания в быту, социально дезадаптированные, с нарушенными родственными связями. За период 2015 г. по июль 2017 г. около 60 чел. (что составило 25,4% от числа поступивших) прошло реабилитационные тренинги в комнате социальных навыков. I (елью работы являются улучшение качества жизни пациентов, повышение их социальной компетентности и более успешной по возможности интеграции в жизнь общества.

В различные виды психосоциального воздействия в среднем включаются до 80% пациентов, находящихся в отделении, из них около 25% задействованы в тренингах социальных навыков, около 42% в коммуникативных и когнитивных тренингах, около 21% в различных психотерапевтических занятиях, около 10 различных видах социальных навыков и навыков взаимоотношений, около 55% в занятиях лечебной гимнастикой. При этом один конкретный пациент может быть задействован одновременно в нескольких видах помощи.

За период функционирования отделения совместными усилиями были проведены следующие виды работ:

- инструментальная поддержка пациентов, включающая в себя восстановление утраченных, пришедших в негодность, отсутствующих документов, оплату коммунальных услуг, пенсионное обеспечение, оформление доверенностей, регистрацию по месту жительства, осуществление закупки продуктов и средств первой необходимости (охвачено более 95% от общего числа пациентов, одновременно находящихся на отделении).

- постановка на очередь, подготовка и организация отправления пациентов в психоневрологические интернаты (ПНИ) по полученной путевке. За исследуемый период в различные ПНИ Чувашской Республики были отправлены по полученным путевкам 31 пациент.

- восстановление родственных связей (более 56 пациентов получили возможность общения с родными, связь с которыми ранее была нарушена или вовсе утрачена).

- социализация пациентов (выписка хронизированных пациентов). Около 20 пациентов в результате проведенной комплексной работы были выписаны домой с организацией социально-медицинского патронажа во внестационарньгх условиях.

- перевод в другие отделения с целью решения медицинских и социальных вопросов (около 1 8 пациентов были переведены в другие отделения больницы с целью дооформления документов и дальнейшей отправки в ПНИ).

Несмотря на проводимую бригадную работу в рамках отделения на настоящий момент остаются «осевшие» пациенты, выписка которых не возможна по ряду причин. Из 50 пациентов, длительно пребывающих в стационаре, выписка 14 - невозможна по медицинским показаниям; 19 - по социальным показаниям. 17 — невозможно поставить на очередь для получения путевки в ПНИ в связи с наблюдением в группе активного диспансерного наблюдения и амбулаторного принудительного лечения. Налажена совместная работа с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Тесное взаимодействие с вышеуказанными организациями дает возможность обеспечить всестороннюю помощь в осуществлении инструментальной деятельности, поиске родственников, установлении личности «неизвестных» пациентов, организации сопровождения пациента во внебольничных условиях.

С целью психообразования, дестигматизации, улучшения межведомственного взаимодействия, налаживания контактов на различных уровнях организовываются круглые столы с привлечением представителей организаций и учреждений социального обслуживания населения, отделов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения, выездные совещания. Дни открытых дверей, консультирование.

В рамках психообразовательной работы с членами семьи проводятся занятия (индивидуальные и групповые), направленные на обучение выявлению симптомов заболевания, способам профилактики, лечения болезненных проявлений, выработке тактики ровного и доброжелательного отношения к пациенту, способам ухода за пациентом в домашних условиях, возможной социально-правовой помощи.

 

Большое значение отводится терапии средой. Серьезной задачей является создание и поддержание реабилитационного пространства. улучшение условий пребывания, повышения бытовой комфортности, формирование позитивного психологического климата, атмосферы доверия. Проводится постоянная образовательная и организационная работа с персоналом, с целью повышения профессионализма и морального уровня. Взаимодействие между сотрудниками и пациентами базируется на соблюдении основных принципов: гуманности, доброжелательности, толерантности, эмпатии, уважения, открытости, терпимости, взаимопонимания, индивидуальности в подходе. Отношение должно быть ровное, заботливое, но, в то же время, лишенное фамильярности. Особое значение имеет соблюдение норм медицинской этики и деонтологии.

Таким образом, тщательно спланированное, профессионально организованное немедикаментозное воздействие, наряду с фармакотерапией значительно повышает возможность стабилизировать психическое состояние пациента, повысить его реабилитационный потенциал, улучшить его возможную интеграцию в общество. Выписка более 20 пациентов, достаточно успешно социализированных в условиях отделения (восстановлены социально-бытовые навыки, документы, пенсионное обеспечение, родственные связи, решены вопросы их жизнеустройства, налажены связи с социальными и медицинскими службами районов) являются ярким примером эффективности и нуждаемости в осуществлении медико-реабилитационных мероприятий.

 

Литература

 

  1. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие. М., 2004. 300 с.
  2. Набиуллина P.P., Романова А.П. Психотерапия в комплексном лечении шизофрении: Практическое руководство для врачей. Казань. 2015.204 с.
  3. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных: Практическое руководство / Под ред. И Я. Гуровича. А.Б. Шмуклера. М., 2015. 420 с.