Как помочь школьнику выбрать профессию?

К решению вопроса о выборе  профессии современные школьники вплотную подходят, еще осваивая общеобразовательную программу основной школы. Ведь уже к моменту окончания 9 класса необходимо твердо знать:  будет ли школьник продолжать свое обучение в старших классах средней общеобразовательной школы, либо он будет совмещать получение среднего образования с обучением конкретной профессии в колледже (училище, техникуме).

При всей кажущейся простоте вопроса он не так прост. Следует принять во внимание всю совокупность  факторов:

  • способности, качества личности, а также ограничения детей;
  • склонности и интересы;
  • характерные требования, предъявляемые  различными профессиями к личности;
  • потребность рынка труда в профессиях;
  • возможности получения данного профессионального образования (включая финансовые возможности семьи).

Лишь при учете всей совокупности факторов возможно осуществление правильного и осознанного выбора. Особенно важно проследить, чтобы выбор сделал сам ребенок, чтобы это был его личный выбор. Ребенок должен понимать, что за любой выбор он несет ответственность. Родители и педагоги  могут только помочь, а конечный выбор остается за ним самим!

 

Как же помочь ребенку выбрать профессию?

  1. Дайте ребенку информацию о профессиях

Являясь взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельности,  учителя и родители обладают объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно подобрать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей ребенка профессии.

По возможности организовать встречу подростка с представителями тех профессий, которые его интересуют, подобрать хорошие тесты по профориентации, посоветоваться со специалистами-профконсультантами.

  1. Дайте попробовать себя в профессии

Можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе.

Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками  и секциями. Например, если  ребенок чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты.

Достаточно часто можно найти возможность для устройства  старшеклассника на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но находясь «на месте событий» подросток сможет окунуться в атмосферу интересующей его профессиональной деятельности.

Подростку, грезящему о работе в крупном рекламном агентстве, стоит поработать промоутером.

Подобрать подходящую профессиональную пробу,  помочь ребенку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

  1. Поговорите с ребенком

Очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор со школьником. В разговоре важно определить вместе с ним, какие критерии он положил в основу выбора для себя той или иной профессии, хорошо ли он себе представляет свою будущую профессиональную деятельность, насколько перспективно это для его развития.

Не менее  ценным будет возможность обсуждения с подростком альтернативы: «Как ты думаешь, где еще можно реализовать твои способности?», «Кроме этой, какой род занятий еще был бы интересен для тебя?» Это поможет избежать характерного для подростков зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие не менее, а может и более подходящие варианты.

«Мечтать не вредно!» Особенно если вы хотите помочь ребенку выбрать профессию. Пусть он немного помечтает, не позволяя пессимистическим настроениям взять верх. Когда ребенок четко осознает свои склонности и желания, можно переходить к следующему шагу – анализу возможностей.

Если же у него  никак не получается определиться,  можно прибегнуть к помощи психолога-профконсультанта. Прохождение специальных тестов, профориентационные игры, профессиональные консультации — все должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку выбрать профессию!

Какую роль в выборе профессии должны играть родители?

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик может хотеть стать музыкантом, а девочка – манекенщицей, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.

 

Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ваш ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что юношество зачастую скептически относится к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ваш ребенок выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у ученика имеется запасной вариант. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Саша всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

И, наконец, самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.