Насилие в семье по отношению к ребенку: что это такое?

Исследования показывают, что, несмотря на информационный прорыв и огромное обилие литературы по вопросам воспитания детей, по-прежнему сильны многовековые привычки, согласно которым не зазорно решать воспитательные задачи ремнем и грубыми словами по отношению к ребенку.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители или опекуны. Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание того, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющие права ребенка и гарантирующих наказание насильников, в том числе, нарушение основных прав человека и ребенка. Ежегодно в России регистрируется от 150 до 160 тыс. детей, которые, спасаясь от издевательств, убегают из семьи, но невозможно подсчитать, сколько детей в семьях страдает от того, что родители и воспитатели оскорбляют и унижают своих собственных чад.

Необходимо донести до широкого круга общественности, что в 21 веке, когда наша страна ратифицировала Конвенцию по правам ребенка, многие традиционные формы в современном мире являются недопустимыми. Широкому населению практически неизвестно, что является психологическим и моральным насилием над ребенком, а именно эти формы становятся основой насилия физического.

Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Особая тема - насилие над детьми. Отдельная тема - физическое насилие. Физическое насилие встречается тогда, когда родителям не хватает ума найти для ребенка нужные слова, а также нет умения сдерживать свои эмоции, и они пользуются физическим наказанием. Не менее страшно насилие моральное, проходящее под лозунгом «Мой ребенок - моя вещь», «Ребенка нужно воспитывать пока поперек лавки лежит», «Золотая слеза не выкатится» и многое другое. Часто оно скрывается за вывеской «строгого воспитания». И психологические корни его те же: такие родители, как правило, не чувствуют собственного человеческого достоинства, у них нет ни личного счастья, ни социальной значимости, - вот они и отыгрываются на детях. Унижая собственных детей, они сами становятся как бы выше и сильнее. В этом же ряду - желание постоянно контролировать ребенка, ограничивать его права и возможности. Это не что иное, как удерживание власти над отпрыском. Причем если родители «из добрых побуждений» чрезмерно опекают и балуют свое дитя - это тоже своего рода насилие: таким образом, они приучают свое дитятко к тому, что оно без сильных родителей - «полное ничтожество», и без их участия и помощи, просто с голоду умрет. И в итоге они искусственно привязывают ребенка к себе, вынуждая всю жизнь держаться за родительскую властную руку. Ведь это прекрасный способ возвыситься в собственных глазах, знать, что кто-то без тебя не сможет существовать.

Под физическим насилием понимается не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это также те физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Под эмоциональным насилием над детьми с психологической точки зрения понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпь, плохой запах от одежды и тела. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости в подростковом возрасте к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей - порочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать изощренные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них - ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами характера.

Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка играет ведущую роль в жизни личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.

Насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей. В насилии видят подходящее средство воспитания только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания: больше уделять внимания беседам с ребенком о том, что его волнует, чего он боится, давать больше свободы в действий (ослабить гиперконтроль), показать ребенку, как вы его любите и цените.