Психологическая готовность к военной службе

Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Военнослужащие связаны друг с другом, прежде всего, функционально. Эксплуатация современных вооружений и техники требует полной согласованности действий отделения, расчета, экипажа, взвода, роты как важнейшего условия эффективного выполнения учебных и боевых задач. В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения служебных обязанностей, но и в свободное от службы время. В этих условиях между ними практически неизбежны противоречия, которые могут перерасти в конфликт. Зачастую конфликтные ситуации между военнослужащими, как, впрочем, и между штатскими молодыми людьми, возникают из-за их личных взглядов, убеждений и привычек, не всегда правильных. А любой конфликт отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе и, следовательно, на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета, а порой и на уровень безопасности военной службы. Поэтому будущему солдату и матросу недостаточно психологической готовности качественно исполнять свои должностные обязанности. Крайне необходимы также развитые коммуникативные навыки и внутренняя направленность на коллективизм. Призывник должен обладать способностями и готовностью работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с сослуживцами, неукоснительно соблюдая нормы уставных взаимоотношений и войскового товарищества.

Такие личностные качества необходимо формировать в период допризывной подготовки, учить будущих солдат разрешать противоречия и конфликты путем поиска разумных компромиссов, которые будут отвечать интересам службы и законам армейской жизни, исключат унижение личного достоинства и ущемление законных прав военнослужащего. Для этого нужно целенаправленно развивать культуру общения и формировать у будущих призывников твердое убеждение в том, что правовую и психологическую основу общения военнослужащих составляют уставные взаимоотношения, требования общевоинских уставов, что воинский долг и задачи воинского коллектива, его боевая готовность и боеспособность должны быть выше личных интересов и амбиций. В условиях роста требований к уровню морально-психологической подготовленности пополнения армии и флота особое значение приобретают следующие личностные качества призывника:

  • устойчивость внимания;
    • скорость и точность восприятия обстановки;
    • быстрота и гибкость мышления;
    • самостоятельность;
    • ответственность;
    • способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени;
    • эмоционально-волевая устойчивость.

Эти качества нужно сформировать и развить у каждого юноши до начала военной службы.

Интеллект будущего солдата

Сложившийся многие десятилетия назад образ защитника Отечества как «человека с ружьем» остался в прошлом. Служба все более значительной части современных защитников России связана с эксплуатацией сложнейших технических комплексов. Как известно, не так давно Правительство Российской Федерации приняло решение об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011 с 2020 гг. в полтора раза по сравнению с изначально запланированной суммой, которое ускорит поступление в войска и силы флота самых современных вооружений и техники. По этому военная служба предъявляет все более высокие требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке молодого пополнения армии и флота.Решение этой проблемы связано не только с содержанием школьной программы, но и с эффективностью ее усвоения. К сожалению, встречаются призывники, которые демонстрируют зияющие «провалы» в элементарных знаниях как гуманитарных (отечественной истории, азов права, государственного устройства России и т.д.), так и естественных и точных наук, без которых немыслимо освоение многих военно-учетных специальностей солдата и матроса.

Критерии готовности к военной службе

Обобщенно требования к молодому пополнению армии и флота можно очертить следующими критериями.

Призывник должен обладать:
уровнем общих познавательных способностей и нервно-психической устойчивостью не ниже удовлетворительного (оценка проводится в военном комиссариате в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору в соответствии с требованиями, определенными Министром обороны РФ);
• физической подготовленностью, соответствующей требованиям НФП2009 к молодому пополнению воинских частей;
• образованием не ниже основного общего;
• подготовкой по основам военной службы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Итак, личностный адаптационный потенциал, проявляющийся в выраженной нервно-психической устойчивости, развитых коммуникативных способностях и моральной нормативности, а также ряде личностных особенностей: оптимизм, активность, доминантность, настойчивость, самостоятельность, в сочетании с использованием продуктивных копинг-стратегий: проблемный анализ, сохранение самообладания, оптимизм, сотрудничество, конструктивная активность, обращение – обеспечивают высокий уровень психологической готовности будущих призывников к прохождению обязательной воинской службы в ВС РФ.Снижение адаптационных возможностей личности, которое в привычных условиях частично компенсировано, может проявляться при смене деятельности. Вероятность возникновения эмоциональных срывов возникает в трудных жизненных ситуациях и при значительных нагрузках. И обязательная служба в ВС может стать той стрессовой средой для молодых ребят, которая спровоцирует у них различные процессы психической дезадаптации. Поэтому будущие призывники  нуждаются в тщательной психологической подготовке к военной службе и дальнейшем психологическом сопровождении.

Процесс адаптации в армии довольно не простой для многих мужчин. Все зависит от психологического настроя. Например, если мужчина воспитывался в порядочной семье, то в 80% случаев ему будет просто адаптироваться в новых условиях. Если же мужчину, воспитывали как девочку, всячески опекали и нянчили, то это грозит тем, что процесс адаптации может очень сильно затянуться.

Как можно максимально скоро вписаться в процесс армейских будней? Все начинается еще с поезда, когда вы направляетесь к месту службы. В поезде старайтесь общаться со всеми и не отклоняться от коллектива. Еще с поезда можно будет обзавестись новыми друзьями, и это будет значительно проще по приезду в армию.

По приезду к месту учебы помните, что ни в коем случае не стоит вступать в конфликт первым. Многие считают, что, если они покажут себя с самого начала, то его будут уважать и бояться. Но, поверьте, такого не будет. На вас могут обозлиться старшие солдаты и руководство, и тогда вам будет еще хуже.

Не стоит терять свои вещи. Если вы в первые же дни потеряете бляху или ремень, то к вам будут относиться не самым лучшим образом.
Каждый по своему проходит процесс службы в армии. Для кого-то она дается пустяком, а для кого-то очень сложное испытание.
С начала службы нужно вести себя уверенно, но не вызывающе. Таким образом, вы сможете зарекомендовать себя с лучшей стороны. Но старшие солдаты, которые служат больше, могут находить всевозможные изощренные пытки для молодых солдат.

На первых порах службы вам придется выполнять всю самую грязную работу. Это не только уборка территории. Чистка туалетов, но и более хозяйственные дела. Уличные светильники, в которых перегорела лампочка, должны быть подчинены. Вас могут послать исправить такую ситуацию. Вас могут попросить решить любую проблему.